ГОРЯЧЕЕ ВРЕМЯ КОМСОМОЛА
ГОРЯЧЕЕ ВРЕМЯ КОМСОМОЛА
Иван Петрович Шурбин родился далеко от сулинской земли - в Кемеровской области. Была там такая деревенька Красный Май в Беловском районе. Десять лет назад ездил Иван Петрович в родные края, но родных мест по сути нет. Разливалось там Беловское море, стоит там Беловская ГРЭС, построенная ещё в 1959 году.
Отец погиб в 1941-м ( в день покушения на Гитлера - 20 июля). Мама умерла за неделю до победы. Остались три брата и три сестры. Иван - младший. Шурбин говорит, такие сантименты как младший - значит внимания побольше - это не для крестьянских семей. Рос как " сын полка". Только здесь был "сыном деревни". Перебрал за эти годы все виды работ, поэтому детство называет " сплошным трудолюбием!
В комсомол вступил в год его 35-летия, в 1953 году. Это был выпускной 7 класс. Что такое комсомол в деревне в те годы? Это прежде всего патриотический подъём. За честь считали быть в комсомоле. Когда вступал - голос дрожал и срывался.
На первом месте - это активность. Необходимое условие - хорошая учёба, помощь тем, кто в этой помощи нуждался.
Был пришкольный участок, на котором выращивали картофель, морковь, зелень. Комсомольцы в первых рядах по уборке (это помимо своих, домашних 20-25 соток). Да плюс ещё уходные работы в колхозе на прополке и уборке овощей. Но было время и на купание в речке, и на футбол, и на коньки с лыжами.
Суровая крестьянская жизнь выковывала характер юного комсомольца. Семилетка за три километра в райцентре. Когда пурга, шли по нескольку человек обнявшись.
Лидерские качества проявились ещё до вступления в комсомол: был командиром пионерского отряда. В комсомоле - вожатый в начальной школе.
На комбинате была очень сильная комсомольская организация. Ведь молодёжи было очень много. Комбинат - как город: 60 тысяч работающих. Только в мартеновском цехе 1.5 тысячи человек. С учётом того, что в 50 лет уже выходили на пенсию, средний возраст был молодёжным.
И вот уже позади школа. Иван - студент Кузнецкого металлургического техникума в Новокузнецке (тогда Сталинск). Был членом совета общежития. Сам учился на "4" и "5" (кстати и в школе и в техникуме). практику проходил на известном Кузнецком металлургическом комбинате, в мартеновском цехе.
Одновременно поступил на подготовительные курсы в институт. Проживая в доме молодых специалистов, вскоре был избран членом совета общежития (как комсомолец).
В это же время оказывал шефскую помощь студентам техникума, который находился рядом. Каждый год выезжали в составе студенческого отряда строить птичники в сёлах Челябинской области.
Жажда учиться дальше была огромная. И уже через год работы поступил Иван в Магнитогорский горно-металлургический институт на дневное отделение по специальности "Сталеплавильное производство".
Студенческая, комсомольская жизнь закрутила. Был оперативный комсомольский отряд с большим кругом полномочий (своё помещение, свой транспорт). Цель - выявление злачных мест, ведь Магнитогорск - это много молодёжных общежитий.
В 1964 году уже окончил институт, так как группа была экспериментальная (студенты пришли с производства).
И вот начался отсчёт жизни Ивана Петровича в Красном Сулине, хотя предлагали остаться в Магнитогорске.
...Комсомол для Ивана Петровича - это " племя молодое, энергичное, полное желания и сил работать и учиться". Жили с лозунгом : "Хранить революционные боевые и трудовые традиции нашего народа".
Он получил распределение на Сулинский металлургический завод и с апреля 1964 года приступил к работе. Уже осенью был членом комитета комсомола и заводского "Комсомольского прожектора", освещавшего "темные" места.
В сентябре 1965 года избран освобождённым секретарём комитета комсомола СМЗ.
Иван Петрович вспоминает свой комсомольский актив: Елена Рубцова, Любовь Молчанова, Шура Тарасьян, Валерий Василенко, Борис Шерер, Лев Лаврентьев, Николай Иванов и другие.
Будучи уже начальником смены мартеновского цеха и членом партии, возглавил комсомольскую организацию цеха.
"... Это было горячее время, в котором стремились быть профессионально полезными, ощущать себя неотъемлемой частью места, где жили, работали, всей страны в целом", - говорит Шурбин.
Иван Петрович вспоминает, что мысли о материальном даже не возникали. Люди, нуждавшиеся в материальной помощи, отказывались ее брать. Это было послевоенное поколение, не позволявшее себя жалеть.
Лидия Егорова, фото автора, "КВ" - 2.05.2018 г. № 17 (3116), с. 4
Комментарии
Отправить комментарий